Вахтанг Кіпіані ([info]vaxo) wrote,
@ 2007-11-08 00:35:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Миша, не уходи!
Ниже - колонка, которая выйдет в пятницу в журнале "Корреспондент". Текст написан ещё до вчерашнего разгона оппозиционных митингов.

Считаю, что умеренное использование силы, а также временное ограничение гражданских свобод в исключительных ситуациях, подобных тбилисской, допустимо. Демократия не погибла оттого, что Ельцин в 1991-м незаконно прикрыл "Правду", Кравчук с президиумом Верховной Рады - запретил КПУ, а мои друзья революционной осенью 2004-го - не совсем законно не выпускали внутренние войска из казарм и мешали "отдыхающим" шахтёрам голосовать по законно полученным открепительным талонам.

Я не уверен, что колесо противостояния после вчерашнего не покатится ещё быстрее. История покажет, был ли прав Саакашвили, приняв решение о применении спецсредств - иногда лёгкая пощечина останавливает истерику, а то и большую кровь. А то, что немалая часть "оппозиции" - невменяемые себя- и сребролюбцы - увы, правда.

Не могу поверить, что в Сакартвело не осталось честных людей, кроме авантюристов Окруашвили и Бадри Патаркацишвили?... Если так, то печально.

п.с. для желающих лучше понимать, что происходит советую просматривать дневники моих уважаемых грузинских френдов [info]cyxymu, [info]gigienishvili, [info]shupaka, [info]herectus, а также ленту [info]georgiaonline, хотя с многими их выводами я согласиться не могу.

***

Митинговая волна в Тбилиси то взрывается, то идет на спад. И, как по мне, слава Богу, если на спад. Слишком часто в новейшей истории Грузии судьбу страны, точнее очередной исторический поворот определяла толпа. Да, часть народа – но самая бедная, экзальтированная и несдержанная в словах.

Пусть никого не смущает обилие пафоса, плакатов и требований. На самом деле цель одна – чтобы он ушёл. Он – это Саакашвили или Миша – как несколько фамильярно его называют. Ну, вы понимаете, Миша это Юля – только в брюках.

По мнению оппозиции уйти 40-летний глава государства должен прямо сейчас. Под улюлюканье и не дожидаясь очередных выборов, которые, кстати говоря, Михо перенес – не дальше как многие политические лидеры, а ближе. Причем, решение об этом подтверждено парламентом, поэтому крики о личной диктатуре и узурпации власти, мягко говоря, несправедливы.

Конечно, сегодняшняя Грузия – отнюдь не может считаться образцом демократии. Все как у людей – и авторитарные замашки, и безудержный популизм, и покраска-побелка заборов за пять минут до проезда высокого гостя, и восточная лукавая лесть придворных СМИ… Но при этом существует свободная пресса. Шпильки украинских журналистов в адрес Ющенко или Януковича по сравнению с откровенной руганью в адрес Саакашвили – просто гламур.

Да, градус выяснения отношений в грузинской политике по определению высок. Да, здесь практически нет так называемых «центристов», политического болота. Третьего не дано: ты или за независимость или за СССР, за православие или враг церкви, за Звиада (Мишу, Зураба, Ираклия, Эдуарда – как говорится, нужное подчеркнуть) или его однозначный враг.

Нынешние «непримиримые» – это такой набор людей, по сравнению с которыми крыловские лебедь, рак и щука могут без преувеличения считаться командой «Формулы-1»: левые и правые, республиканцы и монархисты, сторонники парламентской и президентской модели управления, «западники» и члены движения «АнтиСорос». И говорить не приходится о более-менее едином видении ближайшего будущего страны. Они разругаются и предадут друг друга анафеме не позже, чем президент Саакашвили выйдет из своего кабинета.

Правда, оснований полагать, что Миша собирается уйти на политическую пенсию нет. Чтобы не говорили, он остается самым популярным политиком в стране. Ни один из его нынешних оппонентов и близко не дышит ему в затылок. Привезенный из Швейцарии в качестве альтернативы сын первого президента Звиада Гамсахурдиа откровенно слаб и неспособен повести за собой людей. Конкуренцию Саакашвили при желании могла бы составить лишь спикер парламента Нино Бурджанадзе, но она и не пытается стать президенту поперек дороги.

Если Михо все же уйдет в отставку под давлением – страну неминуемо ждет хаос. Иногда кажется, что организаторы митингов, многие из которых, вполне очевидно, руководствуются благими намерениями, живут как завещал незабвенный мушкетер Портоса – «дерусь, потому что я дерусь».

Любой иностранец, приехавший после нескольких лет отсутствия в Тбилиси, Батуми, Мцхета, Сигнаги и другие грузинские города, признает, что внешние изменения просто феноменальные. Дороги, фасады, пятизвездочные гостиницы (если не ошибаюсь, в миниатюрной Грузии их больше, чем в Украине), с иголочки одетая англоязычная полиция…. Помня о том, какое наследство оставил «розовым» оппозиционерам Шеварднадзе – хочется поставить саакашвилиевской команде «молодых реформаторов» высокий балл.

Но щепок тоже немало нарубили – мама, не горюй. Пополнение бюджета и все визуальные изменения реализуются на заемные деньги. Казна пополняется в основном деньгами от приватизации. И так не первый год. Скоро уже продавать будет нечего. Осталось только заложить или продать – конкурентно, с аукциона, - символы Грузии: Кавкасиони, гору Мтацминда, долину Боржоми...

Обвинять Саакашвили в том, что народ бедствует, по меньшей мере, нечестно. Да, пенсии и зарплаты – нищенские, а цены – не ниже киевских. Но почему все забыли, что когда Миша принял страну, то цены были уже мировые, а пенсии – в разы меньше?

Саакашвили не идеален. Михо сегодня – это Кучма образца-2004 сегодня. Он не настолько плох, но он многих «достал» - в Грузии, и уж точно – в Москве, Сухуми и Цхинвали. Но решать должен весь народ на выборах, а не только те несчастные, у кого, увы, нет другой работы, кроме как с утра до ночи протирать штаны, сидя на ступенях дома правительства.

Мировой да уже и украинский опыт свидетельствует – победа улицы, как правило, приводит к власти политиков, у которых нет ни одной идеи, кроме как взять и поделить. И не важно – идет ли речь об очередной «Криворожстали», телеэфире или еще одном налоге на средний бизнес.



(Post a new comment)

(Reply from suspended user)

[info]vaxo
2007-11-08 12:29 am UTC (link)
не смешите мои грузинские тапочки-чувяки. это я про мягкого и пушистого Рыгорыча.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Reply from suspended user)
(no subject) - [info]vaxo, 2007-11-08 01:11 am UTC
(no subject) - [info]viebelle, 2007-11-08 09:22 am UTC
(no subject) - [info]vaxo, 2007-11-08 06:23 pm UTC

(Reply from suspended user)
(no subject) - [info]vaxo, 2007-11-08 06:28 pm UTC

[info]mult_isidzukuri
2007-11-08 12:28 am UTC (link)
кстати, а кому в соновном продается госимущество?

(Reply to this) (Thread)


[info]vaxo
2007-11-08 12:30 am UTC (link)
всем - и русским, и американцам, и туркам, и своим. позиция Бендукидзе - деньги национальности не имеют.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mult_isidzukuri, 2007-11-08 12:41 am UTC

[info]potekhin
2007-11-08 01:45 am UTC (link)

Мировой да уже и украинский опыт свидетельствует – победа улицы, как правило, приводит к власти политиков, у которых нет ни одной идеи, кроме как взять и поделить.

Вахо, світовий досвід показує, що перемога вулиці лише позбавляє влади, а решта залежить від якості структур, які мають контролювати вчорашню опозицію - нову владу. бо будь-яка вчорашня опозиція має схильність "брать і дєліть". це природа неконтрольованої влади. і ругань на адресу саакашвілі, і вимоги відставки, і систематичні проблеми з правами людини, і корупція найвищого рівня - це результат відсутності впродовж тривалого часу в країні опозиції та, відповідно, способу контролю влади та каналізації незадоволення. і чим жорсткіша зараз буде "пощечіна" - тим довше на фоні грузинської наша політика видаватиметься гламуром. бо коли якась нова опозиція прийде до влади, то матиме виправдання якомусь новому бєспрєдєлу. а грузія заслуговує на краще.

(Reply to this) (Thread)


[info]vaxo
2007-11-08 09:46 am UTC (link)
поговоримо про це принагідно ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]tagabat
2007-11-08 06:26 am UTC (link)
Правильно сделал, что разогнал и в либеральчиков не игрался. А все эти вопли-сопли по поводу "женщінідєтєй", по мне - беспочвенны: если ты идешь на митинг такого рода, будь готов получить по почкам, травму черепа, дубиной по лицу. Не готов - закрой рот и сиди дома.


Согласен насчет пощечины в данном случае.
Согласны ли Вы, Вахтанг, что особой альтернативы Саакашвили сейчас нет, и это скорее в минус?

(Reply to this) (Thread)


[info]vaxo
2007-11-08 06:36 pm UTC (link)
могу еще раз пояснить - я не являюсь фанатом Михо, просто в реальных условиях - Россия + два сепаратистских режима - должен быть лидер страны, который не боится называть вещи своими именами.

кроме Нино Бурджанадзе, на мой взгляд в Грузии нет общенациональных лидеров. но Нино пока за спиной Саакашвили. ни один из оппозиционеров и в подметки ей не годится.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]tagabat, 2007-11-08 07:06 pm UTC
(no subject) - [info]gas_ton, 2007-11-08 08:46 pm UTC
(no subject) - [info]vaxo, 2007-11-08 09:46 pm UTC
(no subject) - [info]gas_ton, 2007-11-08 09:58 pm UTC

[info]none_smilodon
2007-11-08 07:19 am UTC (link)
а що загалом сталось? демонтрантів просто повернули на тротуар.

(Reply to this)


[info]podzvin_14
2007-11-08 07:52 am UTC (link)
Порівнювати диктаторський режим Лукашенка та недодемократичний грузинський режим - смішно просто.
В Диктатурах, як правило, все спокійно. Ніхто не розганяє опозицію, парламент, ЗМІ, бо їх або немає, або вони в такому загнаному стані, що...

Брежнев нікого не розганяв, тим більше не стріляв по демонстрантах.
При Горбачові були: Вільнюс, Тбілісі, Рига, Баку, Фергана, конфлікт в Карабаху....

Але Брежнев - диктатор із диктаторів.

(Reply to this)


[info]igor_roz
2007-11-08 08:13 am UTC (link)
Вахо, у мене питаннячко до тебе. Чи не пов'язуєш ти ці виступи з висилкою з Грузії російського генерала, після відомої сутички з "миротворцями"? Як на мене, занадто мало часу пройшло між цьома подіями.

Я погоджуюся, що Саакашвілі не ідеал, але чесно кажучи мені імпонує його позиція і поведінка щодо Росії.

(Reply to this) (Thread)


[info]vaxo
2007-11-08 09:43 am UTC (link)
ні, до цього йшло давно. безвідповідальність політиків (Зінченко про Порошенка, Ющенко про владу, яка убиває, Окруашвілі - про Саакашвілі тощо) зашкалює. але те, що Росія за Ніцше штовхає того, хто падає, точно. Лужков сьогодні закликав до негайного визнання неалежності Абхазії.

(Reply to this) (Parent)

Ви мені...
[info]boborka
2007-11-08 08:19 am UTC (link)
... скажіть тільки одне - в Грузію зараз на відпочинок їхати можна? ;о)

(Reply to this) (Thread)

Re: Ви мені...
[info]vaxo
2007-11-08 09:41 am UTC (link)
я би прямо зараз не їхав.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

А через... - [info]boborka, 2007-11-08 09:47 am UTC
Re: А через... - [info]vaxo, 2007-11-08 09:51 am UTC
Дякую... - [info]boborka, 2007-11-08 09:56 am UTC

[info]aktyvist
2007-11-08 08:57 am UTC (link)
Інтіресниє пєсні

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

[info]a_kulik
2007-11-08 11:44 am UTC (link)
А чи необхідно було обмежувати журналістські свободи? Чи варто було заброняти страйки?
http://pravda.com.ua/news/2007/11/8/66530.htm

(Reply to this) (Thread)


[info]vaxo
2007-11-08 06:38 pm UTC (link)
не знаю. для того, щоб відповісти - треба знати подробиці і нюанси.

(Reply to this) (Parent)


[info]ortep75
2007-11-08 12:45 pm UTC (link)
Считаю, что умеренное использование силы, а также временное ограничение гражданских свобод в исключительных ситуациях, подобных тбилисской, допустимо.

-- А в декабре 2004 года в Киеве допустимо было умеренное использование силы? И можно ли считать умеренным использование использованием использование водометов? А резиновых пуль? А как насчет танков?
Двойной стандарт получается...

(Reply to this) (Thread)


[info]vaxo
2007-11-08 06:48 pm UTC (link)
да, согласен, получается.

но моя логика такова - на Майдане люди требовали соблюдения Конституции (честные выборы, свобода слова и пр.), а грузинская оппозиция требует отставки президента и переноса выборов, ссылаясь лишь на заявления некоего Окруашвили (экстремиста и балабола - по мнению сторонников Михо).

водометы, резиновые пули и пр. придуманы как раз для демократического решения проблемы уличных протестов. это лучше, чем стрельба по живым мишеням.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ortep75, 2007-11-10 04:24 pm UTC
І все таки
[info]doctor_juta
2007-11-08 01:00 pm UTC (link)
Своїм рішенням застосувати спецназ Саакашвілі захищав не себе від демонстрантів. Він намагався захистити Грузію і її суверенітет від Російської влади. Це рішеня не є найкращим, але воно є найоптимальнішим.

Помаранчева революція не була найкращим виходом із політичної ситуації 2004-2005 рр., але це було найоптимальніше рішення.

Демократія не є найкращою формою правління (але вона є найбільш сприятливою для глобального соціально-політичного становища нашої епохи). Демократія піддатлива владі капіталу і авторитарним режимам.

Основним винуватцем подій в Грузії є Російська влада.

(Reply to this) (Thread)

Re: І все таки
[info]pashyrey
2007-11-08 03:11 pm UTC (link)
... а подій на Майдані в 2004-му - наколоті апельсини. Амінь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: І все таки - [info]doctor_juta, 2007-11-08 05:24 pm UTC
Re: І все таки - [info]vaxo, 2007-11-08 06:50 pm UTC
Re: І все таки - [info]doctor_juta, 2007-11-09 11:52 am UTC
Re: І все таки - [info]pashyrey, 2007-11-09 07:28 am UTC
Re: І все таки - [info]doctor_juta, 2007-11-09 10:22 am UTC
Re: І все таки - [info]pashyrey, 2007-11-09 11:59 am UTC
Re: І все таки - [info]doctor_juta, 2007-11-09 12:08 pm UTC
Re: І все таки - [info]pashyrey, 2007-11-09 12:12 pm UTC
Re: І все таки - [info]doctor_juta, 2007-11-09 12:15 pm UTC
наша хата скраю? - [info]jabogdan, 2007-11-11 08:52 pm UTC
Re: наша хата скраю? - [info]pashyrey, 2007-11-12 06:52 am UTC
Re: наша хата скраю? - [info]jabogdan, 2007-11-13 09:28 am UTC
Re: наша хата скраю? - [info]pashyrey, 2007-11-13 09:37 am UTC
;)))може він і ... але то наш ...! - [info]jabogdan, 2007-11-13 10:34 am UTC

[info]shorec
2007-11-08 01:23 pm UTC (link)
"Мировой да уже и украинский опыт свидетельствует – победа улицы, как правило, приводит к власти политиков, у которых нет ни одной идеи, кроме как взять и поделить. И не важно – идет ли речь об очередной «Криворожстали», телеэфире или еще одном налоге на средний бизнес."
Вот за этот выво, абсолютно логически не вытекающий из вышеприведенного текста, 5 баллов!

(Reply to this) (Thread)


[info]k_aramba
2007-11-08 04:11 pm UTC (link)
+1

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]vaxo, 2007-11-08 07:04 pm UTC

[info]jara_romawka
2007-11-08 06:08 pm UTC (link)
одним словом, фундаментальне питання: яка різниця між поняттями "бунт" і "мятеж"? успіх/неуспіх? особисті вподобання і симпатії?

(Reply to this) (Thread)


[info]vaxo
2007-11-08 07:05 pm UTC (link)
“Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе” (Английская мудрость)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]jara_romawka, 2007-11-08 07:13 pm UTC
(no subject) - [info]yangel, 2007-11-08 09:24 pm UTC

[info]waterslonique
2007-11-09 02:36 pm UTC (link)
Не всегда был согласен с мнениями в Ваших колонках, но здесь соглашусь полностью: за короткое время Михо сделал для Грузии многое, это видно невооружённым глазом. Для контраста достаточно побывать в соседней Армении. Жаль, если в Грузию вернутся времена, когда придётся топить буржуйки скамейками из парков. Но факт остаётся фактом: народ - даже в Тбилиси - очень бедный, и на этом фоне идеальные автобаны и затейливо раскрашенные многоэтажки смотрятся как-то издевательски.

(Reply to this) (Thread)


[info]vaxo
2007-11-10 07:11 pm UTC (link)
Дима, если с чем то не согласны - давайте знать, как говорится, не отходя от кассы.

(Reply to this) (Parent)


[info]apisnet
2007-11-14 12:50 pm UTC (link)
Скажи, а не видно ли связи между попыткой ввести ЧС в Украине и Грузии.
Уж как то однообразно проходят акции "несчастных жертв" революционеров.
Особенно на фоне приближающихся выборов в России.
P.S. Я не сторонник теории заговоров. =)

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…